Нашел сегодня очень интересный ряд статей связанных с антитабачной кампанией в нашей стране. Полный запрет на курение в ресторанах и офисах; спичечные коробки, украшенные жуткими фото прокуренных легких; пачка сигарет стоит почти $10. Этот страшный сон курильщика давно стал реальностью для жителей Нью-Йорка. Все это ждет и россиян: фонд мэра Нью-Йорка миллиардера Майкла Блумберга выделил в этом году $ 1 млн на борьбу с курением в России. Всего же на антиникотиновую кампанию в развивающихся странах Блумберг пожертвовал почти $400 млн.
Еще пару лет назад производители сигарет были на поле лоббизма вне конкуренции. Они же проводили антитабачные рекламные кампании, содержание которых во всяком случае не отпугивало покупателей. "Курение? На это нет времени!" — улыбались бодрые молодые люди с плакатов. Никаких натуралистичных фото разрушенного табаком организма, характерных для западной социальной рекламы.
Производители сигарет охотно спонсировали благотворительные проекты нужных людей. В 2006 году, когда Дума в очередной раз обсуждала повышение акцизов на сигареты, Philip Morris перечислил $22 500 в фонд "Депутатский" зампредседателя комитета по бюджету и налогам Сергея Шторгина. Фонд "Северная корона" с супругой министра финансов Алексея Кудрина Ириной во главе тогда же получил $52 000.
Свое мнение по налоговым ставкам табачные корпорации подкрепляли фундаментальными исследованиями. В 2003 году Институт экономики переходного периода (ИЭПП) по заказу компании British American Tobacco проанализировал акцизы на табачные изделия. Авторы исследования ратовали за дифференцированные ставки налога в зависимости от класса сигарет. Эта система была выгодна ВАТ, производящей равное количество дорогих и дешевых сигарет, но не устраивала ее конкурентов из Philip Morris и Japan Tobacco Inc., которые выпускали в основном дорогие марки. Координатором этого проекта был эксперт ИЭПП Илья Трунин (ныне директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина), в интервью "Финансовым известиям" доказывавший, что государству невыгодна единая ставка акциза на табачные изделия — в полном соответствии с чаяниями ВАТ.
По оценке руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, каждая из четырех международных табачных компаний, ведущих бизнес в России, тратит на лоббизм и поддержание своего имиджа в нашей стране около $500 000 в год.
Приход в Россию антитабачных денег Блумберга может нарушить сложившееся равновесие. Директор Ассоциации производителей табачной продукции Вадим Желнин уже наблюдает оживление в стане идеологических противников. "После выделения Блумбергом грантов они очень активно выступают в прессе, — говорит он. — Жаль только, что они используют недостоверные факты". Его раздражают заявления о том, что Россию охватила табачная эпидемия. В подтверждение этого борцы с табаком ссылаются на данные о росте производства сигарет в России. По мнению Желнина, производство растет за счет экспорта.
Среди активных борцов с табаком — председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Его организация в этом году получит самый крупный грант от фонда Bloomberg Initiative — более полумиллиона долларов на улучшение качества пропаганды отказа от курения. По словам Янина, эти деньги идут не на лоббизм, а на издание антитабачных бюллетеней, организацию семинаров для провинциальных журналистов и проведение исследований о продаже сигарет несовершеннолетним.
Доступ к органам власти, по его версии, перекрыт табачными компаниями. "Мы видим, как блокируется запрет на рекламу, как затягивается принятие закона об ограничении курения в закрытых помещениях, — жалуетсяЯнин. — У нас акцизные ставки в 10 раз ниже, чем в Румынии, — это говорит о том, что табачные лоббисты работают эффективнее, чем мы".
По словам Янина, его борьбу с курением из органов власти поддерживает только Минздрав и главный санитарный врач Онищенко, Минфин и Минсельхоз симпатизируют производителям сигарет.
Толстых, впрочем, считает Янина перебежчиком. В 1998 году Philip Morris выделила КонфОП $ 100 000 на издание газеты "Впрок" в обмен на информационную поддержку. Толстых также указывает, что в 2001 году Янин раскритиковал иск депутата Сергея Митрофанова, требовавшего обязать табачные компании указывать свои контакты на пачках сигарет, а в 2005 году не поддержал иск организации "Общественный контроль", обвинявшей Philip Morris в том, что она скрывает от потребителей данные о вредных веществах в сигаретах.
Получатель гранта Блумберга опровергает все обвинения: в 1998 году он не руководил конфедерацией, а с тех пор, как ее возглавил, ни разу не перебегал на табачную сторону. "Подбор моих цитат просто тенденциозный, — настаивает он. — Наша позиция не меняется в зависимости от того, кто нас там заказывает".
В ответ он обвиняет в ангажированности самого Толстых. "Возможно, его основная цель — дискредитация оппонентов табачных компаний", — говорит Янин.
Пока табачные лоббисты чувствуют себя уверенно. "Мы участвуем в заседаниях думского комитета по экономической политике, — рассказывает Вадим Желнин. — Там рассматриваются вопросы производства, акцизов — нормальные экономические дискуссии, связанные с табаком". Однако лоббистской схватки — пусть Янин и говорит только о пропаганде здорового образа жизни — не избежать. Цель Блумберга — добиться законодательных изменений (резкого повышения акцизов, запрета на курение в общественных местах и т. п.) в странах, где курильщики пока чувствуют себя комфортно. Чтобы стало как в Нью-Йорке.
Источник: Анна Соколова, "Курение: за и против"//FORBES №7 (64) за 07.2009
КонфОП (Международная конфедерация обществ потребителей) и Дмитрий Янин — исполнительный вице-президент КонфОП.
Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти продолжает публиковать наиболее интересные материалы из исследования «Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники». Интересно проследить исследования связь Янина с табачной политикой. В исследовании приводят целый ряд фактов, когда Д. Янин, по
крайней мере, до 2006 года в публичном поле поддерживал позиции
выгодные табачной промышленности.
1998 | 13 августа 1998 года КонфОП обратилась с официальным письмом
(текст письма см. здесь) к компании Philip Morris с просьбой о
выделении спонсорской помощи в размере $100.000 на издание журнала
«Впрок». В обмен на финансовую помощь, как говорится в письме,
Конфедерация будет оказывать всестороннюю информационную и политическую
помощь проекту. Просьба была удовлетворена.
2001 | В 2001 году депутат Госдумы Алексей Митрофанов подал судебный
иск против компаний British American Tobacco (ВАТ) и Philip Morris.
Депутат обвинил компании, что они нарушают ФЗ «О правах потребителей»,
так как реализуют в России сигареты, на которых не указана
фабрика-изготовитель и отсутствует адрес, по которому можно подавать
претензии на качество сигарет. Дмитрий Янин тогда встал на защиту
табачных компаний, вместо того, чтобы – по идеи — поддержать
«потребительский иск» Митрофанова. Вот как он прокомментировал тогда
претензии депутата: "найти адреса компаний Philip Morris или ВАТ, даже
если они не указаны на пачке сигарет, вовсе не такая проблема, как это
представляет Алексей Митрофанов. В конце концов, это же не фабрика с
тремя рабочими, которая сегодня здесь, а завтра ее нет". (Айдар
Кожахметов, "Где делают "опиум для народа" //Финансовая Россия № 13
(228) за 12.04.2001) Комментарий Lobbying.ru: Реальным заказчиком данной акции являлись, по
всей видимости, российские производители сигарет: компания ОАО «Нево
Табак» (производящая с 2006 года сигареты «Жириновский») и/или компания
«Донской табак» (Иван Саввиди), которым было выгодно принизить
производство «чисто американских сигарет» до «российского уровня».
Связь Митрофанова с российскими табачными компаниями наблюдалась
экспертами Lobbying.ru впоследствии еще не раз.
2005 | В 2005 году Д.Янин являлся активным сторонником увеличения
акцизов (вывод сделан из многочисленных комментариев в СМИ). Так в мае
2005 года в связи с очередным повышением акцизов Янин в интервью «Новым
известиям» сказал: «…новые ставки вычистят с прилавков весь дешевый и
некачественный табак, который, подорожав, станет неконкурентоспособным
для покупателя и невыгодным для производителя» (Придется РОСКОШелится
// Новые Известия от 13.05.2005).
Комментарий Lobbying.ru: Стоит отметить, что именно эту позицию в то
время отстаивали транснациональные табачные компании в борьбе с
российскими производителями табака. В итоге к 2007 году закрылись
Бийская табачная фабрика, Челябинская табачная фабрика, Омская
табачная фабрика, Пермская табачная фабрика «Астра» и ряд других
российский предприятий.
2005 | В марте 2005 года Общество защиты прав потребителей (ОЗПП)
«Общественный контроль» подала судебный иск и публично обвинила Philip
Morris в нарушении закона «О защите прав потребителей» за то, что
компания не указывает на пачках Marlboro и Parliament ряд вредных для
здоровья веществ, входящих в состав сигарет. Дмитрий Янин тогда так
прокомментировал ситуацию электронному ресурсу «Газета»: «Philip Morris
полностью выполняет требования российского законодательства. Требовать
указания информации надо не с Philip Morris, а с госорганов»
(Соловиченко Мария, Брось Marlboro // Газета от 28.03.2005)
Комментарий Lobbying.ru: Стоит отметить, что этот иск и
последовавшие после этого публичные обвинения в адрес компании
являются, по всей видимости, проявлением конкурентной борьбы. 31 марта
2005 Правительство рассматривало вопрос акцизной политики в 2006 году.
Philip Morris активно выступал тогда за ее изменение. Создание
неблагоприятной для имиджа компании шумихи было выгодно основному ее
конкуренту в борьбе за акцизы – Компании BAT.
Связь КонфОП с Bloomberg Initiative
С 2006 года позиция Д. Янина в публичном поле начинает резко
меняться. Мы связываем это с тем, что в 2006 году мэр Нью-Йорка Майкл
Блумберг организовал фонд Bloomberg Initiative, основной задачей
которого является борьба с курением в странах с переходной экономикой.
К 2013 году фондом будет выделено 500 млн. долларов для борьбы с
курением в развивающемся мире.
По нашим оценкам, поняв, что «борьба с курением» может принести
гораздо больше, чем «защита потребительских прав курильщиков» КонфОП
предположительно меняет стратегию и обращается в фонд за поддержкой. Из
открытых источников нам известно о выделении КонфОП на 2009 год 594.130
долларов США. Как говориться на официальном сайте фонда
(http://tobaccocontrolgrants.org/Pages/10/Current-Grants) деньги
выделяются на следующее: «оценка существующего российского
законодательства в области рекламы и торговли на предмет
государственного регулирования. Идеологи программы выступают за запрет
табачной рекламы в метро, общественном транспорте, на вокзалах и в
аэропортах. КонфОП также будет работать над принятием законодательства
регулирующего предупредительные надписи на упаковке сигарет, и усиление
действующего законодательства».
Конечно, приведенные доводы являются лишь косвенным подтверждением
аффилированности организации с табачным лобби. В отличие от ряда стран
Европы, США, Канады, Австралии, Польши и др. в России до сих пор не
принят закон о регулировании лоббистской деятельности, согласно
которому лоббисты в обязательном порядке должны отчитываться не только
о полученных средствах, но и обо всех тратах, сделанных ими для
достижения принятия политического решения. Однако их, на наш взгляд
достаточно, для формирования мнения, который был сделан в исследовании,
а ряд следующих факторов только подтверждают это.
Связь с «Альфа-групп»
Данный кейс, как и пример с табачной отраслью показывает, как
меняется позиция Д.Янина, озвучиваемая в публичном поле, в зависимости
от интересов заказчика. С 2004 года КонфОП выступал против интересов
«Альфа-групп». Однако как только жена Дмитрия Янина Марина заняла
руководящую позицию вице-президента по связям с государственными
органами в подконтрольной «Альфа-групп» компании X5 Retail Group N.V.
(принадлежит «Альфа-групп», основные бренды: супермаркеты "Пятерочка" и
"Перекресток") его позиция поменялась. Данный тезис легко отследить по
публичным выступлениям руководителя КонфОП в данное время. Приведем
самые наглядные из них:
2004 | С июля 2004 года КонфОП начал оказывать давление на
«Альфа-банк», в связи с введением им на пике летнего банковского
кризиса 10-процентной комиссии за досрочное закрытие счета. В
частности, агентству Regnum Дмитрий Янин заявил: «Альфа-банк прямо
нарушает Гражданский Кодекс, где в ст. 837 предусмотрено, что банк
обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию
вкладчика». КонфОП тогда предлагал руководству «Альфа-банка» немедленно
отменить незаконное решение, а также обратился с жалобой в Центральный
Банк. (Введя комиссию за выдачу наличных, Альфа-банк нарушил
Гражданский Кодекс – КонфОП // Регнум от 09.07.2004).
2005 | В июне 2005 году в газете Коммерсант на правах рекламы было
опубликовано открытое письмо НП “Общество пострадавших вкладчиков
Альфа-банка”, созданного – как говорится в пресс-релизе — “при участии
Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)”. Общество
предлагает помощь “квалифицированных юристов” для “возмещения убытков
по упущенной выгоде, компенсации за моральный вред и процентов за
пользование денежными средствами”. Спустя месяц, жена директора НП
обратилась с заявлением в милицию об исчезновении мужа Игоря
Негрустуева, который, по ее словам, в понедельник уехал на дачу и не
вернулся. КонфОП заявил, что не имеет отношения к указанной организации.
2008 | 28 февраля 2008 года X5 Retail Group N.V. (принадлежит
«Альфа-групп», основные бренды "Пятерочка" и "Перекресток") объявила о
назначении Марины Яниной вице-президентом по связям с государственными
органами. По данным медиа-группы "Русский табак", Марина – жена Дмитрия
Янина.
После данного назначения, позиция Д. Янина в публичном поле
полностью соответствует позиции крупных торговых сетей, как по вопросам
«замораживания цен», так и по ключевому для этой отрасли законопроекту
«Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ». Рассмотрим
данные заявления подробнее:
2008 | 20 июня 2008 года ФАС выступила с инициативой снизить порог
доминирования для компаний, осуществляющих торговую деятельность до 5%.
В регионах РФ доминирующими следует признавать компании, занимающие
более 15% на рынке. Также доминирующим компаниям запрещено «создавать
дискриминационные условия третьим лицам», в том числе поставщикам».
Дмитрий Янин так прокомментировал данную новость:
«В данный момент на открытие новых торговых объектов уходит слишком
много времени, и вместо того чтобы ограничивать крупные сети, следовало
бы упростить порядок получения земли, согласования и открытия новых
торговых объектов». (Калмацкий Михаил, Продавец — это звучит гордо //
Новые Известия от 6 марта 2008)
2009 | 9 апреля 2009 года в ток-шоу «только ночью» на канале ТВЦ
выступал Дмитрий Янин. Тема программы: "Заморозить цены". Янин в
процессе дискуссии отстаивал позицию, что цены на социально значимые
продукты, несмотря на финансовый кризис, замораживать не стоит.
Комментарий Lobbying.ru: Стоит отметить, что именно эту позицию
отстаивают крупные торговые сети. Так аналогичного мнения
придерживается и управляющий директор по корпоративным отношениям X5
Retail Group Юрий Кобаладзе. По его словам, заморозка цен — это
лукавство. X5 Retail Group и тогда, когда подписывала соглашение о
замораживании цен, и сейчас понимает, что «ни к чему хорошему это не
приведет, и цены все равно будут расти» (Заморозка цен на социально
значимые продукты питания была, по сути, политической акцией — эксперты
// РосБизнесКонсалтинг 02.04.08)
2009 | C 2009 года Конфоп проводит лоббистскую кампанию по запрету
на продажу табака через киоски. Эта инициатива, как говориться на
официальном сайте организации, уже обсуждается на уровне
Государственной Думы, Госсовета и в ближайшее время будет внесен на
рассмотрение Государственной Думы РФ.
Комментарий Lobbying.ru: Стоит отметить, что нормативное ограничение
деятельности мелких розничных игроков является ключевым предметом
лоббизма крупных торговых сетей. Например, лоббистская кампания,
закончившаяся несколько лет назад победой последних, привела к полному
запрету продаж крепкого алкоголя в ларьках и магазинах небольшой
площади. Так как основная доля выручки приходилась именно на алкоголь –
это привело к банкротству значительного числа мелким предпринимателей.
Сегодняшняя инициатива КонфОП по запрету продаж табачных изделий, за
которой стоят крупные торговые сети (напомним, жена Дмитрия Янина
Марина – вице-президент компании X5 Retail Group N.V., которой
принадлежат супермаркеты "Пятерочка" и "Перекресток") не только
уничтожит рынок мелкой торговли «магазинов у дома», но и ударит в
конечном итоге по всем потребителям.
источник - http://www.communicators.ru
Вот в такие игры играют наши политики и общественные деятели, заложниками которых становимся мы с вами - курильщики. Больше всего конечно расстраивает факт что до сих пор нет разделения на сигаретную и табачную промышленность.
О вреде курения - речи собственно нет, все эти кампании как вибим обусловлены шкурными финансовыми интересами, а вовсе не заботой о здоровье курильщиков.
Если кому интересно можно найти еще более подробные статьи на эту тему здесь http://lobbying.ru/content/sections/id_57.html